Наивысшим приоритетом всякой деятельности являются человеческая жизнь и здоровье, об этом свидетельствует и логика экономического развития. Охрана труда - ключевой институт социальной политики современного государства. Генезис этого явления происходил в 19 веке параллельно с процессом индустриализации в Европе. В далеком от нас 1802 году в Великобритании Парламент издал акт об охране здоровья, этике поведения мастеров и подмастерьев на ткацких и других фабриках. Надзор за его исполнением сначала осуществлялся добровольцами и, оказавшись неэффективным, был через 30 лет возложен на «лиц, занимающих высокое положение». Назначение первых четырех «инспекторов», в функции которых входил надзор за длительностью рабочего времени, общими условими труда и проблемами детей и подростков, можно считать рождением современной инспекции труда. Однако еще во времена, предшествующие нашей эре, отец медицины, Гиппократ уловил связь между легочными заболеваниями и скальной пылью в каменоломнях. В античном мире передовые представители науки уже осознали понимание рисков, связанных с трудовой деятельностью, необходимость и целесообразность их предотвращения, а в средние века в Европе уже имелось представление о связи различных ремесел с определенными опасностями для здоровья.
В течение 19 века большинство европейских стран постепенно приняло законодательство, адекватное новым тенденциям в развитии промышленности (в Германии и Франции акты об охране труда были приняты и начали действовать к середине века). В 1890 году на конференции в Берлине представители пятнадцати государств приняли первые международные нормы труда и утвердили положение о надзоре за сферой охраны труда, осуществляемом специально подготовленными квалифицированными специалистами, назначенными правительством и независимыми ни от работодателей, ни от работников. Все эти события происходили на фоне ужасающих условий работы, имеющих место в период индустриализации и применения массового труда. В то же самое время наиболее передовые предприниматели Великобритании, Германии и Франции стали выдвигать идею об ответственности и необходимости государственного вмешательства в область охраны труда, ставить вопрос о конституционной обязанности правительства защищать жизнь и здоровье своих трудящихся.
Разумеется, все эти действия были обусловлены, прежде всего, чисто экономическими соображениями, стремлением повысить конкурентоспособность и прибыльность, но не были они лишены и социальной составляющей, правда, не всегда оправданной гуманистической точкой зрения. Правящие круги были озабочены тем, что непосильный и опасный труд подрывает здоровье и лишает жизни их сегодняшних и будущих солдат. Очевидно, что движущей силой в формировании критериев достойных условий труда стали политические, экономические и отчасти социальные приоритеты тогдашнего общества.
Адекватное понимание существа общественных процессов в начале нашего века делает эффективную охрану труда необходимой составляющей политики любой цивилизованной страны. Содержание понятия охраны труда наполняется сегодня новым смыслом, однако, в эпицентре дискуссий и по сей день остаются вопросы безопасности, здоровья и благосостояния трудящихся. В широком смысле термин «охрана труда» может включать в себя следующие понятия: безопасность и гигиену труда, общие условия труда и производственные отношения, вопросы, связанные с наймом на работу и проблемы социального обеспечения. В различных странах действуют одно- или многофункциональные системы охраны труда. В сферу действия однофункциональной системы входят лишь вопросы безопасности и гигиены. К сожалению, в нашей стране, наверное, как ни в одной другой, проблемы безопасности на рабочем месте сверхактуальны, наиболее болевой точкой была и остается смертность и травматизм в процессе трудовой деятельности. Для преодоления этих не просто негативных, но и вопиющих тенденций необходимо аппелировать и к государственным институтам, и к социальным партнерам, целью эффективной политики которых в этой области должно стать создание системы по совершенствованию условий труда и производственной сферы. Системный подход подразумевает реализацию принципов по предотвращению и полному устранению профессиональных рисков, защиту социальных прав трудящихся, а, следовательно, совершенствование общих условий труда и систем подготовки и обучения в сфере охраны труда, усиление ответственности работодателя.
Основной принцип функционирования системы охраны труда - ответственность правительства, которое призвано встроить ее в систему социально-трудовой политики и практики. Второй принцип - необходимость самого тесного сотрудничества всех заинтересованных партнеров: государства, работодателей и трудящихся, а также эффективного сотрудничества с исследовательскими институтами, университетами, экспертами при координирующей роли государства. И, наконец, стратегической инициативой сегодняшнего дня становится ориентирование на предупреждение происшествий, профессиональных заболеваний, разногласий и конфликтов. Таким образом, необходима концепция, целью которой являлось бы избежание различных технических, психологических, социальных и экономических рисков. Предупреждение происшествий и несчастных случаев на рабочем месте созвучно среднесрочным и долгосрочным целям современной социально-экономической политики как на национальном, так и на отраслевом и производственных уровнях, содействует повышению конкурентоспособности предприятий, мотивации служащих и безопасности занятости.
Элементом успешной стратегии охраны труда является трехстороннее взаимодействие, имеющее несколько целей и преимуществ. Оно дает возможность всем заинтересованным лицам быть активно вовлеченными в вопросы, представляющие взаимный интерес, способствуя пониманию как общих интересов, так и противоречий. Эффективное сотрудничество послужит не только более высокой производительности труда, улучшенному качеству, но и оптимальной охране труда, и, как следствие, минимизации конфликтов и случаев вмешательства инспекции по охране труда. Среди последствий неэффективной охраны и гигиены труда, кроме людских потерь и травматизма имеются также производственные и финансовые проблемы: потеря производительности труда, недоиспользование дорогостоящего оборудования, снижение экономии, неблагополучный психологический климат в коллективе, утрата опытного квалифицированного персонала, доплаты за риск, а также выплата компенсаций, штрафов, юридические расходы. Здесь же необходимо упомянуть и о конфликтах с профсоюзами, общественными организациями, что в большинстве случаев наносит ущерб репутации компании и, часто, особенно для частного бизнеса, влечет за собой потерю клиентуры, заказчиков и лицензий.
Среди будущих приоритетов в сфере охраны труда важнейшей тенденцией является перенесение упора деятельности на предупреждение и профилактику проишествий и катастроф, причем большую роль здесь могут и должны играть профсоюзы, принимая участие в управлении охраной труда на предприятии, способствуя укреплению приверженности его руководства делу безопасности на рабочем месте. Стремительные перемены и новации в мире труда, возрастающий объем трудового законодательства, сегментация рынка труда, а также взаимопроникновение экономических и социальных проблем, ставят перед властью и социальными партнерами совершенно новые задачи. Для учета новых реалий технического прогресса и научных достижений возникнет, да и уже сейчас возникает необходимость регулярного пересмотра политики и практики охраны труда. Совершенно очевидно, что рыночная экономика не в состоянии адекватно регулировать эту сферу. Сегодня многим компаниям и предприятиям необходимо задуматься не только об экономических, но и о социальной и экологической составляющих своей деятельности, взять на вооружение принцип трех «П»: прибыль, персонал, планета. Без сомнения, важнейшая роль в подобной стратегической инициативе принадлежит охране труда.
Охрана труда экономически выгодна - этот вывод сегодня очевиден. Совершенствование норм охраны труда соответствуют как интересам каждого работника и предприятия, так и в целом всему народному хозяйству. Затраты на охрану труда окупаются как в масштабах страны, так и на уровне отдельного производства. По меньшей мере, 4% ВВП в Российской Федерации ежегодно теряется по причине несчастных случаев и заболеваний, связанных с трудовой деятельностью. Для обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда, нашей стране необходима Национальная программа по охране труда, которая включала бы в себя национальную политику, стратегию и алгоритм действий в соответствии с принципами и задачами в этой области, провозглашенными на самом высоком уровне.